Ружье-пулемет «Мадсен». Почему этот ручной пулемет называли в России «датское ружье»?
Ну, а почему бы и не называть именно так, если его покупали в Дании? Или, например, «ружье-пулемет». Дело в том, что пулеметы в это время (самое начало 20-го века) уже были. А вот термина «ручной пулемет», обозначающего автоматическое оружие, переносимое и используемое в бою одним человеком, еще не было.
Запатентовал схему автоматики, применяемую в «ружье-пулемете Мадсена», некий Юлиус Расмуссен, создал оружие «в металле» оружейник Енс Торренс Шоубе. Сначала подобное оружие называли «самозарядная винтовка системы Скоубо» по фамилии первого испытавшего оружие подобной системы, лейтенанта Скоубо (Jens Theodor Schouboe) в 1896 г. Говорят, датский капитан Мадсен, который встал впоследствии генералом и военным министром, лишь усовершенствовал готовое оружие.
Выпускаемое с 1902 г. датской фирмой «Dansk Rekylrifle Syndikat» (обычно ее в документах называют просто «Синдикат») оружие системы Мадсена выгодно отличалась от пулеметов того времени (Максим, Браунинг-Кольт) прежде всего малым весом и, как ни странно, тем, что стрельба производилась нажатием на спусковой крючок, как в обычном ружье или винтовке, а не сводя-разводя рукоятки, как на других пулеметах того времени.
Оружие состояло из 98 деталей. Автоматика работала на принципе короткого хода ствола при отдаче. Система позволяла вести как автоматический, так и одиночный огонь. На стволе находились легкие складывающиеся сошки. Охлаждение ствола воздушное. Чтобы ствол быстрее охлаждался, его покрывали тонким слоем серебра, делали оребрение и заключали в кожух, который предохранял руки стрелка от ожога разогретым стволом. Съемный магазин на 33 или 20 патронов устанавливался сверху, сбоку от линии прицеливания. Деревянный приклад имел внизу упор для стойки, повышающей удобство стрельбы.
Работа системы, где патрон подавался в ствол, по такой крутой траектории, что «было удивительно, как оно (ружье) вообще работает», была невысока, но удобство и компактность оружия превысило соображения надежности.
Первой эту систему начала использовать кавалерия: готовый к бою пулемет можно свободно везти на лошади и с ходу вступать в бой, не теряя времени на распаковку, сборку и заряжание. Первыми государствами, закупившими систему Мадсена для своей кавалерии, стали Дания, Норвегия и Швеция.
Ну, а дальше это интересное оружие стали (малыми партиями, для испытаний) закупать и другие страны Европы. В России озаботились проблемой вооружения частей легким автоматическим оружием во время русско-японской войны, тогда же (в 1904 г.) была заказана первая партия пулеметов под патрон к русской трехлинейной винтовке. Но пришли эти пулеметы в Россию в 1905 г., уже после войны.
Сначала, по опыту скандинавских стран, их отдали в кавалерию, организовав конно-пулеметные команды. Некоторое количество «Мадсенов» было отдано в казачьи части и крепости для защиты станиц и особо важных объектов «от толпы». Напомню, в те времена была еще и революция 1905 г. Этими пулеметами комплектовались «антизабастовочные» команды на железных дорогах: революция революцией, а поезда должны ходить по расписанию. Интересный исторический факт: предводитель московского дворянства князь Трубецкой обратился к военному ведомству с просьбой «об отпуске ему одного пулемета Мадсена с патронами для охраны имения в Херсонской губернии».
В кавалерии ружья Мадсена продержались недолго, до 1912 г. Сложная конструкция, капризность механизма и невозможность ремонта в полевых условиях, вынудило «начальство» заменить «Мадсен» пулеметом «Максим» на специальных легких треногах, а изъятые пулеметные ружья поставить в крепости. «Хай стоят, есть не просют…» Хоть и стоят без дела, зато вроде как при деле. Страх наводят на «врагов». Вот вроде и закончилась карьера «датского ружья» в России.
Ан нет! В связи с бурным развитием авиации начались и воздушные бои. Самолеты были тогда двухместные. Так вот, чтобы подбить вражеский самолет, сначала пилот атакующего аэроплана пытался подняться вверх, лететь точно над целью, а второй номер кидал вниз… гантели, чугунные чушки или толстые железные прутья, стараясь разрушить летящий внизу аэроплан. Потом додумались, что можно просто стрелять во вражеских пилотов из пистолета. А уж потом вспомнили про ручные пулеметы. Так началась «вторая жизнь» пулеметных ружей Мадсена. Пулеметы изъяли из крепостей и поставили на русские аэропланы. На простые двухместные ставили один пулемет, а на тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец» — целых три!
Именно потому, что пулемет Мадсена оказался идеальным оружием для авиации того времени, в 1915 г. в г. Коврове был заложен завод для производства «датских ружей». Запустить производство «пулеметного ружья» помешала революция, но Ковровский механический завод, выпускающий разные системы оружия, работает до сих пор.
Кроме того, развитие авиационных пулеметов потребовало и новых боеприпасов, просто пробоина от винтовочной пули для самолета… что слону дробина. Ну, если не поврежден двигатель или пилот. Поэтому для воздушных боев был изобретен специальный зажигательный патрон, испытанный прежде всего на пулеметах Мадсена, которыми оснащались аэропланы. Зажигательная пуля тех лет имела в головке специальный капсюль, который поджигал горючую смесь при ударе о деревянную или металлическую обшивку. Особенно эффективен такой патрон оказался для борьбы с дирижаблями, заполненными водородом. Одна такая пуля, попавшая вовнутрь резервуара, взрывала горючий газ.
Ну, а закончилась русская карьера «датских пулеметных ружей» в Великую Отечественную. Есть сведения, что советские партизаны применяли пулеметы Мадсена из арсеналов прибалтийских стран, которые достались Красной армии при присоединении в 1940 г. к СССР Латвии, Литвы и Эстонии. В Дании подобное оружие выпускалось вплоть до середины 60-х годов. Неплохо для оружия, про которое сказано: «Было удивительно, как оно вообще работает».