Безопасность.RU. Юридические узлы всемирной паутины
Интернет отличается от привычной нам среды не только техническими особенностями. Правовое регулирование в Интернете имеет много аспектов, и сегодня нельзя недооценивать их значение. Чем больше граждан и предпринимателей в своей обычной деятельности и повседневной жизни будут обращаться к помощи Интернета (а это будет происходить неизбежно) тем больше будет возникать прежде всего правовых конфликтов и скоро разрешение подобных споров станет ежедневной практикой наших судов.
Речь прежде всего идет об интернет-представительствах (сайтах) компаний и предпринимателей, которые используют свой сайт и как рекламный и информационный носитель, а как инструмент для увеличения продаж и продвижения своих товаров и услуг и о проблемах с ними связанных.
Говоря даже о самом «простом» сайте можно различить несколько объектов прав. Доменное имя, логотип, дизайн, хостинг. Существует авторское право разработчика сайта, возможно есть отдельный правообладатель системы управления сайтом. Вся публикуемая на сайте информация (тексты, изображения, видео, звук и т.д.) имеет своего автора и подлежит защите наравне с другими объектами авторского права. Пренебрежение нормами права и нарушение прав третьих лиц может привести к серьезным последствиям, начиная с репутационного вреда и заканчивая достаточно приличными штрафами, а также «закрытием» сайта, что в современных условиям, когда через Интернет реализуется основная масса товаров и услуг, может поставить под угрозу и весь бизнес предприятия.
На что же необходимо обратить внимание и как обезопасить себя при создании, открытии и развитии своего веб-представительста.
Домен. Доменное имя.
На сегодняшний день домен можно защитить путем регистрации товарного знака, сходного или идентичного домену. Таким образом, имея товарный знак можно защитить свой домен и запрещать другим использовать такой же или похожий товарный знак.
Не смотря на то, что в Гражданском Кодексе РФ появилась норма (пп. 3 п. 9 ст. 1483 ГК РФ), согласно которой не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака, относится к буквальному толкованию этот нормы следует очень осторожно. Убеждение, что «у меня такой домен, поэтому никто не сможет зарегистрировать такой товарный знак» является заблуждением и вообщем-то отчасти противоречит нормам международного права.
Обратите внимание, что если подобный вашему товарный знак уже зарегистрирован (или подан на регистрацию), то вам откажут, и, следовательно время и деньги будут потрачены зря. Чтобы не столкнуться с такой ситуацией лучше заранее провести поиск и проверку сходных товарных знаков. Кроме того в разных сферах и отраслях могут существовать одинаковые товарные знаки и в этот нет ничего противозаконного. В настоящее время сфер регистрации 45 и в них вполне может «найтись место» и для вашего торгового знака.
Логотип
Логотип является одной из важнейших составляющих имиджа компании. Логотип – это по сути основа всего фирменного стиля компании, его основной элемент, «лицо» фирмы на протяжении всех лет ее работы.
Безусловно, регистрация логотипа в качестве товарного знака многократно повышает средства и шансы защиты правообладателя. Если применительно к логотипу конкуренты могут использовать похожий логотип, нарисованный другим дизайнером, то использование похожего товарного знака - будет правонарушением.
Поэтому логотип, который предполагается использовать долгое время и который есть желание защитить от использования другими лицами, надо также зарегистрировать как товарный знак.
База данных. Софт. Контент сайта.
Помимо указанный выше обстоятельств, одними из основных проблем с которыми могут столкнуться предприниматели, имеющими свой веб-сайт в сети Интернет являются проблемы лицензионности используемого для создания сайта программного обеспечения (софта), а также правомерности использования контента сайта (текстов, изображений).
Здесь может очень существенно помочь правильный и грамотный договор, составленный с фирмой-разработчиком сайта.
Прежде всего в договоре необходимо предусмотреть какое программное обеспечение и какую систему управления будет использовать фирма-разработчик. Кому принадлежат права на указанные программы, на каких основания их использует сама фирма. Как и на какой срок эти права «лицензии» будут переданы вам.
Что касается контента сайт, его дизайна и используемых в нем элементов, необходимо помнить, что все они независимо от объема и размера являются объектами авторского права и подлежат защите на общих основаниях. Поэтому фирма-разработчик, оказывая вам подобные услуги, должна принять на себя обязательства и всю полноту ответственности за «украденный», а не легально приобретенный ими контент.
Если вы решили не создавать свое интернет-представительство «с нуля», а «приобрести» уже существующий ресурс, необходимо также задуматься о заключении нормального договора, в котором будет четко и ясно оговорено, что у кого вы купили, и какие именно права будут переданы вам в рамках этого договора. Обратите внимание, что передаче любых прав, ранее зарегистрированных в Роспатенте, могут быть переданы только по договору, который тоже необходимо зарегистрировать в этом же органе. Без регистрации договор недействителен.
Автор: Ирина Файнгерш. Опубликовано в журнале "Бизнес.Восточный Округ" за март 2009 года