Так ли страшны трамваи?
Трамваи убирают с улиц российских городов. На вопрос «Почему?» обычно отвечают, что они гремят, медленно ходят и так далее. А главное — «трамваи мешают дорожному движению».
Это выглядит настолько очевидным, что трудно не согласиться. Бесспорно, улиц наших городов стало на всех не хватать. И трамваи — вместе со своими путями — занимают на этих улицах достаточно много места.
И всё же в этом простом ответе видится какое-то лукавство. Как трамваи мешают дорожному движению, если они сами — часть этого движения? Может ли вода ручья мешать течению ручья?
Дорожное движение можно понимать как совокупность всего того, что движется по некоторым путям. И у него есть характерные особенности. В отличие от того же ручья, каждая из частей дорожного движения перемещается к своему собственному месту назначения. А в отличие от беспорядочного движения, хотя частицы и встречаются на этих путях, каждая из них после встречи сохраняет своё направления.
А значит, неотъемлемой частью дорожного движения является законы взаимодействия всех участников движения. И законы эти могут быть различны. Чем примитивней общество, тем ближе они к законам животного мира. Там слабый всегда мешает сильному. И слабый должен уступить.
Если соотношение сил (статусов) двух конкретных особей заранее неизвестно, тут же происходит поединок для выяснения оного. Жители гор рассказывают, что когда на узкой тропе встречаются два козла, они бодаются, пока один не упадёт в пропасть. Или оба умирают, обессилев. А если встретятся козёл и коза — последняя ложится. Козёл проходит прямо по ней. И каждый идёт своей дорогой.
Человеческое общество, развиваясь, постепенно уходило от этого. Рождались более сложные правила. Иногда противоположные первоначальным. Так, в нашей культурной традиции уступают пожилым, женщинам, больным. Один — уступает многим (семеро одного не ждут). Уступают выполняющему важное дело или несущему тяжёлую ношу.
В этих правилах заметно стремление соблюсти интересы общества в целом. Глядя с их высоты, можно избавиться от выяснения, кто кому больше мешает.
Применительно к дорожному движению — обществу нужно, чтобы как можно больше людей и грузов добралось до места назначения как можно быстрей. И с наименьшими общими издержками. И чтобы при этом гуманность не потерять.
Поэтому и родилось такое явление, как общественный транспорт. И трамвай является ярким представителем такого транспорта. Относительно медленный, громоздкий, он между тем имеет преимущества по правилам дорожного движения.
Как раз потому, что достаточно успешно решает задачу, стоящую перед обществом. Трамвай перевозит много пассажиров с минимальными затратами быстро и сохраняя чистым воздух. Он был таким всегда. Но почему целое столетие его поддерживали, а теперь решили убрать?
Нам скажут, что так решается проблема дорожных пробок. Но при чём здесь трамвай? Попробуем рассуждать логически. Четверть века назад, едущих одновременно на работу и обратно россиян было на несколько миллионов больше. И самих трамваев в наших городах тоже было больше. Поэтому самые большие пробки должны были бы быть именно тогда. Но это не так. Наоборот, сегодня трамваи убирают, а пробки всё растут.
А вот с автомобилями — зависимость прямая. Когда их было мало, улицы были свободней. А чем больше их сейчас, тем теснее становится в городах. Логика говорит: убери хоть все трамваи, проблема не решится, а усугубится. По логике, сокращать нужно количество автомобилей.
Но всё делается как раз наоборот. Это противоречие объясняется очень просто. Вышеприведённые рассуждения проводились с позиции общественной логики. Когда же мы садимся в автомобиль, включается совсем другая логика. Индивидуальная. Мы начинаем рассуждать о чём-либо исходя из того, удобно оно нам или нет.
И последние годы индивидуализм культивируется у нас очень активно. А значит, можно предположить, что власть использует именно этот тип мышления. И точно можно сказать, что правящий класс — это сообщество автомобилистов. Можно наблюдать много признаков того, что автомобиль получил значительные привилегии в нашей стране. При этом ему продолжает мешать ещё очень многое.
Мешает вообще любой общественный транспорт. Каким бы негромоздким он ни был. Как автобус или троллейбус не может подъехать к остановке из-за припаркованных легковых машин, видели, наверное, все.
Мешают пешеходы. Потому что автомобили повсеместно стоят на тротуарах и пешеходных переходах. Иногда полностью загораживая их.
Во дворах домов им мешают детские площадки, газоны, площадки для пожарных машин и т. д., на всех этих местах нетрудно обнаружить припаркованную автомашину.
Здесь речь уже не просто о нарушениях культурных традиций. Зачастую нарушаются юридические законы. И по практически отсутствующей наказуемости можно сделать вывод, что власть такой порядок вещей узаконила.
Конечно, автомобилист тоже гражданин. А у гражданина есть права и свободы. Мы эту идею уже хорошо уяснили. Но еще плохо уяснили, что, пока человек живёт в обществе, личная свобода может расширяться лишь до некоторых пределов. Пока она не начнёт ущемлять других граждан.
Мы не хотим понять, что, сумев заплатить автомобильному концерну сколько-то денег, мы приобретаем лишь вещь из железа и пластика. Но не приобретаем тот десяток-другой квадратных метров территории своего города, которые эта вещь займёт. Даже очень свободолюбивое общество терпит лишь до определённого предела,. А потом начинает устанавливать ограничения для автомобилистов.
Характерно, что первыми это начинают делать именно демократические, сильные общества. В развитых странах общественный транспорт уже давно имеет перед автомобилями реальные привилегии. Там же активно развивается трамвайное сообщение.
У нас же, например, мэр Москвы озвучил новую программу решения проблем стихийных парковок. Делать это собираются… строительством новых парковок. То есть к незаконным парковкам добавят еще побольше законных. Опять же за счёт чего-то другого. В итоге город сможет вместить ещё сколько-то машин дополнительно. Нужно ли говорить, какой будет результат?
Сначала в этой статье планировалось сопоставить технические характеристики трамвая и автотранспорта. Сравнить эффективность. Отметить, какие бесшумные, комфортабельные и быстрые бывают трамваи. Но постепенно стало ясно, что суть проблемы не в этом.
Не в самих трамваях дело. Трамвай является символом общественного транспорта вообще. И пока у нас нет понимания того, что более ценно для общества, бессмысленно сопоставлять технические параметры. Недостатки будут найдены, и рельсы будут выкопаны.
Большего нам понимания!