Стоит ли покупать китайскую мототехнику?
Когда-то давно один мой знакомый мудрый автовладелец дал мне такой совет: — При выборе машины ты не смотри на эту машину «сейчас», а посмотри на нее «потом». — Это как? — вполне резонно поинтересовался я у него…
— А очень просто, — отвечал он, — посмотри, сколько таких машин, которую ты решил купить, на дорогах десятилетних и в каком они состоянии. Если все устроит — бери.
С тем и иду по жизни, о чем ни разу еще не пожалел. И все свои автомобили я покупал, руководствуясь не только собственными желаниями и возможностями, но и данным тезисом. За многие годы он доказал свою истинность и право на существование.
Но вернемся к мототранспорту. Вы решили купить скутер или мотоцикл китайского производства? Замечательно! Оглянитесь вокруг. Много вы увидели «пап» и «мам» своего избранника? А «дедушек» и «бабушек»? А вот техники «в возрасте» японского, европейского и американского производства на дорогах вполне достаточно. О чем бы это могло говорить, интересно…
Ну ладно, допустим, вы живете просто не в том месте, и вокруг полно расистов, которые ни за что не купят шедевры инженерии производства этих маленьких трудолюбивых и высокотехнологичных желтолицых. Допустим, хорошо.
Идем на «сборник сказок» (на сайт объявлений о продаже техники). Выбираем любого приличного производителя, выбираем выбранного вами китайца, заявленного в одном классе с тестовым европейцем/американцем/японцем. Смотрим, сколько и в каком состоянии продается десятилетних и старше скутеров/мотоциклов тестового нормального производителя — и сколько китайцев. Я готов поспорить, что китайца такого возраста вы просто не найдете. А даже если что-то и будет, то это будут дрова и запчасти. Как вы считаете, почему?
Несмотря на то, что, на мой взгляд, ответ очевиден, очень уж сомневающиеся могут подойти к данному вопросу с другой стороны. Экономической. Калькулятор, надеюсь, у всех есть?
Возле моего офиса есть мотосалон. Там за 35000 рублей можно приобрести китайский 125-кубовый скутер. Новый, в целлофане! Красивый такой, блестящий, с ксеноном и даже с сигнализацией дистанционного запуска. Итак, идем в гости к калькулятору и считаем:
1. Скутер же сюда как-то попал, правильно? То есть его привезли. Опрос знакомых мне транспортников показал, что путь из Китая в Московскую область меньше 5000 рублей для одной единицы новой мототехники стоить не может.
2. Скутер продается с ПТСом. Соответственно, его растаможили. Опрос таможенников показал, что менее 4000 рублей таможенная очистка стоить не может. Принимаем и этот минимум.
3. Логистика по доставке сюда всего этого счастья тоже чего-то стоила. Пусть это всего 1000 рублей на каждую единицу.
4. Предприятие-продавец — ни разу не благотворительная организация. И на продаже всего этого мото-счастья зарабатывает. Средняя рентабельность этого бизнеса 20%. Что в нашем случае равно примерно 7000 рублей. Предположим, что они бессребреники, и для нашего расчета возьмем 6000.
5. Многие будут удивлены, но в коммунистическом Китае заводы по производству техники — коммерческие организации. То есть на выпуске своей продукции они зарабатывают. Ходят слухи, что рентабельность производства в Китае 200−300%. Давайте предположим, что слухи врут и трудолюбивые узкоглазые пролетарии зарабатывают всего 30%. По Марксу коммунизм строят все-таки. В нашем случае мы получим сумму в районе 6000 рублей.
Самое время подвести «итого». Считаем: 35000−5000−4000−1000−6000−6000=13000.
Тринадцать тысяч рублей… Как вы считаете, может ли стальная рама, проводка, резина, сигнализация с дистанционным запуском, мотор, амортизаторы, все резинки, пружинки, болты и гайки, даже просто сваленные в кучу, стоить этих денег? При условии, что они новые, а не с помойки.
Нет? Не уверены? Тогда представьте из какого… материала и в каком качестве все это сделано.
Так что покупка двухколесного чуда китайской промышленности в настоящее время в лучшем случае ударит вас по карману, просто развалившись, а в худшем — может и убить, если этот развал случится на ходу.
Кстати, насчет автомобилей история примерно такая же, хотя вероятность погибнуть существенно ниже.