Гугломобиль. Когда же автомобиль будет ездить без водителя? Вчера!
Моя розовая мечта: автомобиль без водителя, и при этом везёт пассажиры и грузы сам. Останавливается на красный свет, сигнализирует о предстоящих манёврах и просчитывает дорожную обстановку с помощью самообучающейся интеллектуальной системы. Вы думаете, я описываю далёкое будущее. Ошибаетесь! Всё это есть уже сегодня. А началось ещё в 2010 г.
Самый известный из таких автономных «беспилотных» роботомобилей неофициально называется «гугломобиль», а официально — «беспилотный автомобиль Google». Понимаю, что для многих землян фирма Google ассоциируется только со строчкой поиска на экране монитора. Однако миллиарды долларов, заработанные на контекстной рекламе и других платных сервисах, фирма вкладывает в различные высокотехнологичные отрасли: в гуглофоны и другие мобильные гаджеты, операционную систему Андроид, и даже разработку электронной начинки «беспилотных» роботизированных автомобилей.
На фоне отечественных, российских реалий, когда коробки-автоматы на вазовские автомобили стали ставить лишь в 2012 г., и в это же время новость о том, что авто может передвигаться вообще без водителя, подвергла российскую автотусовку просто в шок. Отечественные водители пока просто не могут представить, как на городских дорогах может ездить автомобиль без водителя.
А вот так, может!
«Тестовый автопробег самоходных машин, которые движутся по дорогам общего пользования без участия водителя, завершила компания Google. В нем приняли участие 12 авто. Все они прошли путь в 300 тысяч миль (480 тысяч километров). При этом не произошло ни одной аварии, сообщает официальный блог компании». Газета «Комсомольская правда» от 14 августа 2012 г.
Итак «гугломобиль». По идее разработчиков, пассажир, садясь в эту «самобеглую коляску», должен ввести только конечную точку и всё. Перед началом движения авто проходит полный тест всех систем, и если есть критическая поломка, влияющая на безопасность движения, машина просто не поедет. Если тест проходит, автомобиль сам заведётся, просчитает оптимальный маршрут и доедет до назначенной точки. В этом ему поможет встроенная навигационная система, а безопасность на дороге обеспечит аппаратно-программный комплекс из множества датчиков, установленных спереди, сзади, по бокам и на крыше устройства. На технической стороне устройства гугломобиля больше останавливаться не буду, кому интересно — тому прямая дорога в… Гугл.
При испытаниях 12 тестовых автомобилей во время пробега произошли всего две мелкие аварии. Первая — в затормозивший на светофоре гугломобиль въехала машина, водитель которой не успел затормозить. И вторая: гугломобиль вроде бы сбил ослика в Ботсване, на безлюдной дороге. Однако по поводу второй аварии представители фирмы Гугл утверждают, что ослик сам повалился на пыльную дорогу. Ну, просто так, поваляться захотелось.
Официальный тест на годность гугло-авто был проведён в Калифорнии: «Стив Мэхан из Америки слеп на 95%, однако за руль „гугломобиля“ сесть не побоялся, полностью положившись на управление компьютера» (интернет-портал «Автомир», новость дня от 19.05.2012). Полностью видеозапись этого теста можно посмотреть на YouTube. Были и другие тесты, которые не выявили никакого преимущества человека-водителя перед водителем-роботом. А вот человек проиграл роботу по очень многим показателям.
Конечно, перед роботомобилями стоит ещё много препятствий. Не столько технических, сколько психологических и юридических. Кто будет отвечать, если водитель-робот не справится с управлением, например, на скользкой дороге. Кто будет отвечать за ДТП с человеческими жертвами, если столкнутся два автомобиля-робота… И так далее…
Однако прогресс в этой области уже не остановишь. Создание технических стандартов безопасности для роботомобилей — всего лишь дело времени, производителей, ведущих такие разработки, в мире не так уж много. В самом недалёком будущем они между собой договорятся. К тому же, для лоббирования законов как у Гугла и Эппла (эта фирма тоже разрабатывает свой эппломобиль), так и у крупнейших мировых автопроизводителей, которые уже включились в «автороботогонку», хватит возможностей повлиять на политиков. Почему я говорю об этом так уверенно? А потому, что это уже свершилось! В мае 2012 г. американский штат Невада принял поправку в правила дорожного движения штата, по которой роботомобили могут ездить по дорогам штата без участия водителя.
А экономисты и футурологи принялись просчитывать выгоды и убытки от повсеместного внедрения роботомобилей. Так, Чунка Муй, директор компании Devil’s Advocate Group, пишет в январском (2013 г.) номере Форбс: «Фактически же перед беспилотным автомобилем открываются невероятно широкие перспективы в общественном и экономическом пространстве, а также в бизнесе. Только в США рынок таких машин (оснащения серийных автомобилей робото-водителями) претендует на нишу с совокупной выручкой $ 2 трлн. в год и еще более высокой рыночной стоимостью. Автомобиль настолько совершенен, что основной поисковый бизнес Google на фоне „гугломобиля“ начинает выглядеть карликовым…»
Два триллиона долларов можно заработать только в США. А в мире вообще? Да что такое жалких сто миллиардов в год, которые сейчас зарабатывает Гугл, по сравнению с двумя триллионами! Кстати, в той же статье прогнозируется массовое сокращение многих профессий и даже полная стагнация отраслей, связанных с нероботизированными автомобилями.
Как бы то ни было, будущее уже пришло. Вот только когда оно дойдёт до нас, россиян? Ведь тогда, когда Гугл уже вовсю испытывал свои роботомобили, Автоваз, главный российский автогигант, только-только начал ставить на свои автомобили автоматические коробки передач… И то не свои, а японские, и не самого последнего поколения. Видимо, те, что удалось купить подешевле, потому что японцам этот хлам просто не нужен… Обидно…