Фильм в подарок: «Неудача Пуаро»
Неудача Пуаро
Оригинальное название
Неудача Пуаро
Кому можно подарить
друзьям, родственникам, любителям российского кино и сериалов, поклонникам детективов
На какие праздники
День бабушек-дедушек, День российского кино, День литературы, профессиональные праздники
Выбор подарка для старших родственников иногда может превратиться в настоящую проблему. Дело даже не в том, что увлечения двоюродных дядюшек мы часто знаем хуже, чем хобби родителей. Просто за годы совместных празднований уже столько всего успели друг другу надарить, что есть опасность начать повторяться. Примерно это, бурно жестикулируя, мне и пыталась объяснить подруга. Проблема была нешуточная: грядёт профессиональный праздник её мамы, День юриста, на который в семье принято дарить подарки. По традиции они связаны либо с работой, либо с хобби. А с этим – проблема. Будущая виновница торжества нежно любит детективы (редкий случай, чаще они расстраивают или смешат профессионалов), но её дочь в них ничего не понимает. Вспомнить, какие из книг у мамы уже есть она не в силах и я, по привычке, предлагаю ей подумать о фильмах. Против ожидания идея пришлась подруге по душе, и мы принялись за выбор картины. Популярные экранизации классических детективов мы отмели сразу, решив, что подыщем нечто более необычное. В какой-то мере так и получилось: в подарок был куплен российский мини-сериал «Неудача Пуаро», вышедший на телеэкраны в 2002 году. В чём же необычность? В первую очередь в малой известности фильма и подборе актёров.
Итак, о фильме, точнее мини-сериале, снятом Сергеем Урсуляком. Это экранизация романа Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда», который в своё время очень хорошо приняли читатели и очень плохо – критики. Вы ещё не читали? Ну, тогда не буду объяснить, чем было вызвано недовольство почтенных джентльменов, громивших сюжет и манеру повествования, иначе будет неинтересно читать книгу или смотреть «Неудачу Пуаро». Экранизация, о которой идёт речь, сделана очень близко к тексту, тщательно соблюдены интрига и вся сюжетные повороты. Подозреваются, как обычно, все, включая дворецкого, и до самого конца многосерийного фильма зритель в недоумении: ну кто, кто же убил Роджера Экройда?! И знаете, этот фильм – прекрасный пример того, что сериальный формат иногда просто необходим для более полного погружения в книгу и максимальной проработки деталей. Здесь нет ощущения искусственной затянутости повествования, а сцены из повседневной жизни героев важны для понимания их характера и создания нужной атмосферы. Уж не знаю, кого за это благодарить в первую очередь, режиссёра или замечательно сыгравших актёров – видимо, всё вместе.
Но про них чуть-чуть позже, а пока, совсем кратко, чтобы чего-то ненароком не разболтать, о сюжете. В сонной английской деревушке Кингс Эббот, где ничего никогда не происходит, почти подряд случаются два страшных события. Вначале сводит счёты с жизнью недавно ставшая вдовой миссис Феррар, а вскорости при более чем таинственных обстоятельствах находят тело Роджера Экройда. При жизни он собирался вступить в брак с вдовой, хотя завещания своего не менял и главным наследником по-прежнему является его приёмный сын Ральф. Кроме молодого Ральфа Пэйтона в доме ещё полно народу: Там гостит друг покойного Гектор Блент, живут родственница Экройда Сесил с дочерью Флорой, на глаза постоянно попадаются подозрительный секретарь Джеффри Реймонд, дворецкий, горничные и так далее. Местному представителю власти очень сложно в таких обстоятельствах вести расследование, хотя, какое там расследование? Ведь убийца – это же явно наследник! Но доктор Шеппард (и его сестра Каролина, мнящая себя Шерлоком Холмсом в юбке), рассказывающий читателям и зрителям эту историю, уверен в обратном. И для решения загадки он обращается к Эркюлю Пуаро, маленькому бельгийскому парикмахеру, волею судеб оказавшемуся жителем этой деревушки.
А вот теперь-то можно переходить к разговору об актёрах. Вначале о главном – Пуаро. Его играет Константин Райкин, разделивший зрителей на два непримиримо настроенных лагеря. В первом находятся те, кто считает, что Константин Аркадьевич фильм убил, светлый образ Пуаро исковеркал и снисхождения не заслуживает. Во втором (я в нём, присоединяйтесь!) считают, что это лучший Пуаро отечественного кинематографа и один из самых заметных и правильных в мировом масштабе. Надо сказать, что в первую минуту действительно испытываешь лёгкий шок, на ставшего привычным в этой роли Дэвида Суше наш Пуаро не похож никак. Нет лоска, сосредоточенного и немного надменного взгляда. Но зато есть очень точное следование книжному образу: напускная чудаковатость, самодовольство, цепкость и неколебимая уверенность в своих силах. О качестве игры говорить не приходится – как всегда, отлично. «Неудача Пуаро» (равно как и первоисточник) – это дуэт Эркюля Пуаро и доктора Шеппарда, блистательно сыгранного Сергеем Маковецким. На мой взгляд, перед ним стояла гораздо более сложная актёрская задача, с которой он более чем справился. Остальные герои тоже не ударили в грязь лицом: каждая роль хороша. Прекрасна Светлана Немоляева в роли взбалмошной тётушки, предельно естественна Ольга Красько – её дочь Флора, а Лика Нифонтова, сыгравшая сестру доктора – вообще изумительна. Хотя бы ради них сериал стоит посмотреть. И, конечно же для того, чтобы узнать, кто же всё-таки убийца.
…Когда подруга заканчивала оформлять заказ диска с «Неудачей Пуаро», я спросила, не боится ли она, что маме может не понравиться необычная трактовка образа знаменитого сыщика. А в ответ услышала, что истинному ценителю детективов ничто не помешает насладиться классическим произведением. Конечно в том случае, когда экранизация сделана с уважением к оригиналу. Ну а если что-либо в подаренном фильме вдруг покажется спорным, то это просто ещё одна прекрасная тема для обсуждения и общения. А что ещё нужно для хорошего времяпрепровождения?