Какой же досуг без кроссворда?
Досуг, связанный с разгадыванием кроссворда имеет одно большое преимущество перед другими видами развлечений — для этого не требуется партнёр, как скажем, в картах или шахматах. В самом деле, что человек возьмёт с собой в поездку почитать? Роман Дж. Джойса «Улисс»? Либо детектив, либо журнал с кроссвордами. Правда, из этого не следует вывод, что разгадывание кроссворда — это легкомысленное занятие.
Ленин назвал шахматы «гимнастикой ума». Пожалуй, данное определение гораздо более применимо к разгадыванию кроссворда. Вот где, действительно, происходит «массаж» мозга. Всё-таки шахматы — это элитарная игра, которую может осилить далеко не каждый человек. В отличие от кроссворда. Конечно, для того чтобы «раскусить» кроссворд, требуется определённый эрудиционный багаж.
И в то же время средний словарный запас слов в кроссвордах намного меньше и беднее, чем у многих писателей и поэтов. По подсчётам лингвистов, лексикон Гоголя, Пушкина, Шекспира, Толстого и других составляет где-то в районе 12−20 тысяч слов. За редким исключением, на разгадывание стандартного кроссворда потребуется проявить интеллектуальных усилий раз в десять меньше. Именно этим кроссворды и хороши и привлекательны, что, с одной стороны, дают человеку интеллектуально развиваться и эрудиционно обогащаться, но при этом они не обладают снобистски-элитарным характером.
Существуют различные версии и легенды происхождения кроссворда. Но точно задокументированная версия говорит о том, что первый современный кроссворд появился в приложении «Fun» (Забава) к газете «Нью-Йорк уорлд» 21 декабря 1913 года. Его автором является американский журналист английского происхождения Артур Уинн. Подобное «словесное» изобретение оказалось очень удачным экспериментом. С тех пор кроссворды не сходят со страниц многих газет и журналов. Кроссворд во многих неспециализированных изданиях является своеобразным гуманитарным десертом.
В США даже образовалась «золотая кроссвордная лихорадка». В 1920-х годах выходило множество сборников с кроссвордами, которые расходились огромными тиражами. На волне такой популярности в США впервые в мире в 1927 году была создана ассоциация «Американская лига любителей кроссвордов».
Петербургский клуб «Крестословица» выяснил, что первые кроссворды в России напечатали в 1925 году в «Новой вечерней газете» и журнале «Резец». Ещё публикации были в 1926 году в журнале «Мир приключений». Но реальную популярность и любовь кроссворд приобрёл после того, как крупный массовый журнал «Огонёк» стал регулярно с 1929 года печатать на своих страницах эти занимательные интеллектуальные головоломки. Русский писатель В. Набоков, сам большой любитель кроссвордов, предложил назвать такую игру «крестословицей». Но это слово не прижилось. Это как раз тот случай, когда иностранное слово более уместно и респектабельнее звучит, чем русское слово.
Существует большое количество разновидностей кроссворда: скандинавский, венгерский, английский, американский, итальянский, диворд и другие. Значительная часть из них просты и элементарны для решения. Такие кроссворды полезны и приятны для кратковременного досуга, например, в поездке, когда просто не хочется особо заморачиваться. Для действительно интеллектуального досуга и пополнения копилки своих знаний необходимы только кроссворды классического типа. То есть кроссворд с пересечением слов и обязательными вопросами к ним. Лишь в этом случае можно говорить о реальной «гимнастике ума».
Кроссвордист — любитель разгадывать головоломки, должен, безусловно, обладать определённым словарным багажом. При решении кроссворда не обойтись словарным запасом, которым обладала Эллочка Людоедочка. Конечно, и знать наизусть Большой Энциклопедический Словарь — тоже ни к чему. Необходимо ежедневно «набивать» руку и мозг разгадыванием кроссвордов. И если попадаются неизвестные слова, то их запоминать или записывать. Около 80% определений в кроссвордах — это, как правило, стандартно-типизированные слова. Исключение составляют тематические кроссворды. Вот где, действительно, придётся поломать голову.
Кроссмейстер — специалист по составлению кроссвордов, в отличие от кроссвордиста, обязан обладать обширными энциклопедическими знаниями. Помимо большого знания слов, ещё необходим талант. Составление кроссворда, кроме определённой сноровки, требует проявления творческого начала. Никто же с бухты-барахты не сядет за стол писать роман или стихи. Те конструкторы кроссвордов, которые существуют, не смогут создать полноценный кроссворд. Творчество — от слова «творить». И ни одна машина не способна на созидание. Кроме того, творчество — это наслаждение.
Желающие создать кроссворд, должны сперва начать с простых схем, с малым пересечением слов. Такие кроссворды легче составить, но зато труднее разгадывать. Здесь уместно вспомнить афоризм поэта В. Жуковского, чуть переиначенный: «Чем труднее составляется, тем легче решается». Любое творчество — это стратегия воображения. Написать книгу или составить кроссворд наобум — не получится.
Сейчас кроссворды и их аналоги «бороздят» просторы многих периодических изданий. Легче перечислить издания, где они не публикуются. Даже очень распространённые виды досуга, как карты, или шахматы, не могут конкурировать по массовости с кроссвордами. За исключением, конечно, просмотра «чёрного телеящика».
Кроссворд — интеллигентская «прослойка» между интеллектуальными видами досуга, например, бридж, шахматы, и тупым созерцанием телевизора. Разумеется, кроссворд не может (и не должен) тягаться с картами, шахматами, го, нардами — которым несколько столетий. Но популярность и притягательность кроссворда в том и заключается, что он вне всяких «школ и течений» и занял своё достойное место в интеллектуально-развлекательном пространстве.