Почему затонул «Титаник»?
Каковы же причины его крушения? Неужели группа опытных членов экипажа могла подвести? Человеческий фактор сыграл здесь главную роль или, может, непредвиденные обстоятельства сплелись воедино? Давайте в них углубимся.
Идея написания данной статьи пришла мне в голову как раз после очередного просмотра знаменитого произведения мирового кинематографа.
Для начала хочу напомнить, что «Титаник» являлся британским пароходом компании «Уайт Стар Лайн», крупнейшим лайнером мира того времени, второй из трёх пароходов-близнецов. Крушение произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года (23:40—2:20) в результате столкновения с айсбергом. Из 2207 человек 1502 человека погибли. До сих пор та катастрофа входит в пятёрку самых крупных морских катаклизмов мира.
Какие варианты причин крушения пассажирского лайнера на настоящее время предполагаются? Их раскрывает Олег Горосов в газете «Тайны XX века».
1. Причина: слишком близкое нахождение Луны к Земле. Вполне реальное предположение: ведь Луна, действительно, имеет огромное влияние на нашу планету, в т. ч. она влияет на график морских приливов и отливов. Вероятно, что именно по этой причине курс айсбергов мог измениться и ввести в полное недоумение членов экипажа.
2. Причина: погоня за призом. В те времена за самое быстрое пересечение Атлантического океана можно было получить «Голубую ленту Атлантики» (вымпел в виде голубой ленты). Возможно, что именно за ней и гнался капитан Эдвард Джон Смит в ночь трагедии.
3. Причина: отсутствие бинокля. Вперёдсмотрящий не осматривал водные просторы в поисках опасности ввиду отсутствия у него бинокля. А причина тому совсем банальная — первый помощник капитана уволился, не передав своему преемнику ключи от сейфа, в котором бинокли и находились.
4. Причина: перевернувшийся айсберг. В тёплых водах тает подводная часть айсберга, тяжёлая верхняя часть перевешивает и он переворачивается. Соответственно, сверху становится малозаметным, так как лёд пропитан водой.
5. Причина: ошибка рулевого. Команда «Право на борт!» означает, что нос корабля следует занести в левую сторону. А рулевой расценил команду дословно, и занос лайнера вправо оказался смертоносным.
6. Причина: хрупкий металл. При изготовлении корпуса корабля к стали было добавлено изрядное количество фосфора, что привело к хрупкости металла при пониженных температурах.
7. Причина: страховая афера. Пароход был специально направлен на айсберг, чтоб руководство компании получило крупную сумму страхового возмещения, но настолько серьёзных последствий, конечно, никто не предполагал. И возможно, это был вовсе и не «Титаник», а его близнец «Олимпик», при столкновении с которым другого судна в выплате страховки было отказано. А этот страховой случай мог бы покрыть ущерб, понесённый компанией при предыдущем столкновении.
8. Причина: пожар в угольном бункере. О пожаре стало известно до отправления в рейс, который не стали откладывать и понадеялись, что там без воздуха всё потухнет само собой. Но видимо, не потухло, если пароход разломился как раз в месте нахождения угольного бункера.
9. Причина: мишень для немецкой субмарины. До Первой мировой войны оставалась всего пара лет. И вполне реальным оказывается тот факт, что уже в то время не исключались вражеские происки соперников.
10. Причина: месть духа. Как раз на том рейсе за капитанским мостиком перевозили в Америку египетскую мумию, которая должна была перейти из владения Британского музея к американскому коллекционеру. Дух решил отомстить людям за то, что его побеспокоили, и действие проклятия фараона привело корабль на дно.
Конечно, несомненно, что совокупность даже нескольких из перечисленных выше причин могла привести к подобной катастрофе, вспоминаемой и по сей день…