Государство активно усиливает контроль рынка автомобильных грузоперевозок. Из-за этого у крупных компаний возникает все больше сложностей в работе.
«Пакет Яровой», «Платон», весовой контроль и другие проблемные нововведения представители рынка обсудили на деловом завтраке, организованном группой компаний «Деловые Линии» в Краснодаре.
Первый пункт повестки — «Платон»
Федеральные грузоперевозчики тщательно соблюдают действующее законодательство и пользуются «Платоном» по всем правилам. Против системы, по словам представителя компании СДМ Михаила Акжаяна, возражают только «частники, которые привыкли ездить втемную».
Однако отсутствие документооборота — это существенный недостаток системы, который осложняет компаниям жизнь. По словам Михаила Акжаяна, наличие регистрации в «Платоне» — это важный фактор выбора перевозчика для многих клиентов. Однако то, что перевозчик не может предоставить заказчику доказательства своей добросовестности, серьезно осложняет работу.
«Вместо сервисной организации перевозчики получили аналог налоговой инспекции, которая лишь оказывает госуслугу по приему платежей, — добавил учредитель компании „АрТранс“ Владимир Гурьянов. — Но туда нужно специально каждый раз приезжать для оформления документов».
«Пакет Яровой» и честный весовой контроль
Участники встречи отметили, что трудности возникают и с соблюдением законодательных нововведений из «пакета Яровой». Обновленный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» значительно усложнил процедуру приема и передачи грузов.
На протяжении года перевозчики в обязательном порядке проверяют, достоверны ли предоставленные заказчиком документы, сведения о грузе и о необходимых условиях его перевозки. Но выполнять это действие проблематично, когда, например, перевозятся опломбированные контейнеры.
«Новые требования из „пакета Яровой“ ударили в первую очередь не по FTL-сегменту (перевозка целыми машинами), а по экспедиторам, которые перевозят сборный груз», — отметил директор управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые Линии» Михаил Петров.
Автоматизированные пункты весового контроля, появившиеся на российских трассах в прошлом году, по мнению представителей грузоперевозчиков, требуют доработок.
«Мы добиваемся, чтобы весовой контроль работал честно. Данные по поверке комплексов должны быть общедоступными, методика измерения должна быть прозрачной и понятной», — заявил Михаил Петров.
По мнению Петрова, пока необходимые условия не соблюдены, перевозчики будут поддерживать инициативу убрать ответственность за развесовку по осям и оставить ее только за фактическое превышение массы транспортного средства.
Кроме того, Минтрансом РФ не решен вопрос с легитимностью сертификата взвешивания. «Нет нормативной базы, связанной с сертификатами: одно взвешивание может показать, что перевеса нет, другое — что есть, причем существенный», — разъяснил Михаил Петров.
Угроза сохранности груза и завышение тарифов по страхованию
Случаи, когда фуру вскрыли в пути или на стоянке, не редкость, поэтому перевозчики постоянно работают с риском для сохранности груза. Правоохранительные органы нередко оформляют протоколы очень медленно, а под подозрение о совершении преступления попадают, в первую очередь, водители этих самых фур.
Небольшие компании решают эту проблему, работая с крупными представителями рынка по партнерским программам. Общением с органами в этих случаях занимаются корпоративные юристы и представители службы безопасности.
Кроме того, перевозчикам осложняют жизнь завышенные тарифы на страхование грузов. Поэтому не все компании могут воспользоваться этой услугой.
«У нашей группы компаний все грузы страхуются на 10 млн руб. Это позволяет покрыть расходы в случае возникновения чрезвычайной ситуации, — отметил директор департамента по развитию FTL „Деловых Линий“ Артем Ефимов. — Также мы пересмотрели систему выплат: процесс урегулирования претензий составляет от 7 до 14 дней, документооборот полностью электронный, список необходимых документов сокращен до 4».
В данный момент «Деловые Линии» работают над программой лояльности для партнеров, совершающих определенное количество рейсов. Страхование — один из пунктов этой программы. По словам Артема Ефимова, тариф дифференцирован и зависит от стоимости груза.
Работа в неравных условиях
По мнению участников встречи в Краснодаре, нововведения на рынке ставят индивидуальных предпринимателей и крупные частные компании в неравные условия.
Соблюдая все требования законодательства, крупные игроки рынка не могут устанавливать цены наравне с «частниками», избегающими дополнительных расходов. Например, весовой контроль индивидуалы часто обходят стороной.
«Правоприменители не с теми борются. Они выставляют счета нам, добросовестным перевозчикам. А проблема в том, что разрушают дороги машины, перевозящие крупнотоннажные грузы: стройматериалы, песок, гравий», — сказал Владимир Гурьянов.
Режим труда и отдыха водителей
На встрече представители рынка обсудили также изменения в правилах труда и отдыха водителей. По новым требованиям водитель больше не может проезжать в сутки более 400 км. Поэтому теперь на одну фуру нужно задействовать больше водителей. Кроме того, сон в кабине больше не считается достаточным условием для отдыха, и необходимо развивать инфраструктуру отдыха по пути следования фур.
У нарушителей данных параметров повышен коммерческий пробег, прибыль и оборот. Поэтому, чтобы у всех игроков рынка были одинаковые возможности для развития, необходимо ужесточить контроль соблюдения всех показателей (время непрерывного движения грузовика и среднедневной пробег).
Взаимодействие с Минтрансом РФ
Бизнес и государство должны взаимодействовать, а для этого они должны находиться в диалоге. Известно, что все проблемные вопросы и предложения озвучиваются на встречах рабочей группы при Минтрансе РФ, куда входят и представители ГК «Деловые Линии». В ней сейчас несколько подразделений: по весогабаритному контролю, по труду и отдыху, по электронной накладной и по разрешениям на перевозку тяжелых грузов.
«Мы проводим встречи с нашими партнерами по всей России, чтобы аккумулировать все четкие и внятные претензии и идеи. Затем, в рамках рабочей группы мы будем вносить максимально конкретные предложения по корректировке существующего законодательства, — заявил Михаил Петров. — Все предложения, которые обсуждались на встрече в Краснодаре, также будут подняты на заседаниях рабочей группы при Минтрансе РФ».
Андрей Михайлов
Источник: